|
контакты
|
|
ФЕСТИВАЛЬ "НОВАЯ ДРАМА"
В Москве с 20 по 28 сентября 2008 пройдет VII Фестиваль современной пьесы «Новая драма».
Елена Гремина, учредитель фестиваля «Новая драма», руководитель Театр.doc,
Эдуард Бояков, учредитель фестиваля «Новая драма», художественный руководитель Театра «Практика»:
В 2002 году мы, создатели фестиваля «Новая драма», не сомневались, что вот-вот – и современные авторы придут на сцены театров. Нам казалось, что дело просто в недостатке информации, в неправильной организации – достаточно лишь «встретить» нашу новую драматургию и наш театр (мы с нашим фестивалем и надеялись помочь этой важной встрече) – и дело пойдет само собой… Вот-вот, и театры позовут новых авторов, закажут им пьесы, драматурги будут сидеть на репетициях, оттачивая свое мастерство в работе с реальным театром, помогут об- новить сценический язык, принесут реальность на подмостки, создадут образы современников для наших замечательных актеров, привлекут новых зрителей – тех, кто не ходит в «театр-музей»… На шестой год существования фестиваля «Новая драма» две вещи сделались очевидными. Первое: стало окончательно понятно, что новая драма нашему театру не нужна. Это надо читать, это надо оценивать, с этим надо работать, в конце концов, за это надо платить... Легче и безопаснее считать, что «новая драма» – это там, где матом ругаются, ой, нет, нам не нужна бездуховность! (Что новые драматурги все разные и любой театр мог бы найти именно для себя именно своего автора, легче и безопаснее не верить.) И вот по-прежнему наши веду- щие режиссеры и государственные театры предпочитают «перелопа- чивать», зачастую до неузнаваемости коверкая, классику или ставить зарубежные комедии. Новых драматургов театры привлекают изредка только к адаптациям или инсценировкам, задействуя их профессио- нальные навыки, но игнорируя их творчество в принципе.
Вторая вещь стала понятна только сейчас. Нынешнему «новому драма- тургу» театр не нужен. Да, это случилось – равнодушие и непонимание стало взаимным. Если раньше авторы мечтали о премьере, то теперь все изменилось... И правда, зачем нынче драматургу театр? Ведь надо семь пар башмаков железных износить, семь железных караваев из- глодать, чтоб пьесу просто кто-нибудь прочел. Ну и зачем все эти хлопо- ты? Деньги, профессиональная реализация? На ТВ и в кино, где авторы «новой драмы» нарасхват, драматург заработает куда больше, да еще и увидит свой текст на экране, будет знать, что тысячи и миллионы по- смотрели написанную им историю. Профессиональная среда, общение? Но у драматурга – своя среда, свои режиссеры (которые, попадая на сцены больших театров, все же ставят классику), свои артисты, в конце концов, свой зритель, свои небольшие сцены экспериментальных теат- ров: Центр Казанцева, театр «Практика», Театр.doc в Москве, Коляда- театр в Екатеринбурге, кемеровская «Ложа», пермский «У Моста», группа Вадима Леванова в Тольятти, другие…. А главное – новый драматург накрыт целой сетью лабораторий и фестивалей, где пьеса живет в читке один день, но эта жизнь по- своему полноценна, празднична и интересна… И эта – качественная, востребованная (в том числе за границей), имеющая своих фанатов (в основном молодежную продвинутую публику в различных городах) – театральная субкультура «новой драмы» все больше становится само- достаточной. И именно эта субкультура – та почва, на которой растет и на которую работает наш фестиваль. А состоится ли встреча Драматурга и Театра, на которую мы надеялись шесть лет назад, – неизвестно. Если все же театру нужен современный автор – теперь театру (и стоящей за ним государственной системе) при- дется приложить усилия, чтоб заставить драматурга в это поверить. |
|
|